Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

По результатам рассмотрения документов, предоставляемых для государственной регистрации в Управление Минюста России по Челябинской области установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допускаемыми некоммерческими организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации, являются:
— нарушения порядка оформления документов, представляемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе нарушения порядка заполнения, оформления, предоставления форм заявлений и принятых решений;
— нарушения требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к содержанию уставов некоммерческих организаций;

Типичные нарушения, допускаемые при оформлении решения (протокола) некоммерческих организаций

Согласно п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, для государственной регистрации юридического лица, представляется соответствующее решение, которое представляется в форме решения или протокола (выписки из протокола).
Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в протоколе должны быть указаны дата, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Однако в большинстве случаев представляемых протоколов отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, дате, либо времени поведения заседания.

Также в протоколах встречаются нарушения п. 2 ст. 181.2 ГК РФ в части отсутствия самостоятельных решений по каждому из вопросов повестки дня.

В нарушение пункта 43 Административного регламента в протоколах заседаний высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащих решения о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, отсутствуют:
— сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных на заседание делегатов (в случае проведения заседания в форме съезда (конференции), указываются только сведения о фактически присутствующих делегатах;
— сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания (указываются только сведения о количестве фактически присутствующих), в случае проведения заседания в форме общего собрания.

В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Однако в ряде случаев в протоколах отсутствуют сведения об избрании (назначении) органов, предусмотренных уставом.

Типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации, содержащиеся в уставах некоммерческих организаций

В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Согласно ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В наименованиях ряда некоммерческих и общественных организаций не содержится указания на характер деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ в уставе некоммерческой организации должны содержаться предмет и цели деятельности. В ряде случаев уставы некоммерческих организаций содержат сведения о целях, задачах деятельности, но не содержат сведений о предмете. Под предметом деятельности понимается совокупность видов деятельности, направленных на достижение целей.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливается учредительными документами некоммерческой организации.

В большинстве уставов некоммерческих организаций структура органов управления не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для конкретных организационно — правовых форм.
В ряде уставов, предоставленных для государственной регистрации, отсутствуют срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений, или он не соответствует п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», в том числе в части определения кворума, необходимого для принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления.

Во многих уставах некоммерческих организаций не разграничена компетенция органов управления (отдельные полномочия дублируются либо компетенция органов управления отсутствует вообще).

Исключительная компетенция высшего органа управления определена статьей 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), другими статьями ГК РФ с учетом организационно-правовой формы.

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации вопросы исключительной компетенции высшего органа управления содержатся не в полном объеме или передаются иным органам управления.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации учреждений

В соответствии с п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Однако в ряде случаев для государственной регистрации поступают документы учреждений уставы, которых предусматривают соучредительство нескольких лиц.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации автономных некоммерческих организаций

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Однако в ряде случаев в уставах, представляемых автономными некоммерческими организациями для регистрации, порядок осуществления надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации не предусмотрен.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации фондов, в том числе благотворительных

В нарушение п. 3 ст. 123.17 ГК РФ некоторые уставы фондов, представляемые для государственной регистрации, предусматривают возможность реорганизации фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается. При этом в уставах ряда благотворительных фондов к исключительной компетенции высшего органа управления отнесено принятие решений об участии в деятельности хозяйственных обществ.

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» к компетенции высшего органа управления отнесено утверждение благотворительных программ.

Однако в ряде уставов благотворительных фондов, представленных для регистрации утверждение благотворительных программ не отнесено к компетенции высшего органа управления.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации общественных организаций

Статьями 65.3 и 123.7 ГК РФ определена исключительная компетенция высшего органа управления общественной организации.

Однако в ряде случаев в уставах общественных организаций решение такого вопроса как принятие решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов общественных организаций, предусмотренного ст. 123.7ГК РФ, уставами общественных организаций к исключительной компетенции высшего органа не отнесено.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения (под структурой понимается наличие у организации отделений либо филиалов и (или) представительств).

Однако в ряде случаев уставами общественных организации структура не предусмотрена.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать руководящие и контрольно-ревизионный органы общественной организации.

Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрен постоянно действующий руководящий орган общественной организации — выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Однако в ряде уставовобщественных организаций постоянно действующий руководящий орган не предусмотрен.

В соответствии ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать права и обязанности членов организации.
Права и обязанности членов общественной организации установлены ст. 123.6, ст. 65.2ГК РФ. Однако в ряде уставов общественных организаций права и обязанности членов общественных организаций не соответствуют ст. 123.6, ст. 65.2ГК РФ.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации религиозных организаций

Согласно п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, для государственной регистрации юридического лица, представляется соответствующее решение, которое представляется в форме решения или протокола (выписки из протокола).

Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в протоколе должны быть указаны дата, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Однако в большинстве случаев представляемых протоколов отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, дате, либо времени поведения заседания.

Статьей 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено, что религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Однако некоторые религиозные организации предусматривают в уставе сокращенное наименование.

Нередко встречаются случаи, когда в документе, подтверждающем вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, представление которого предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», наименование создаваемой религиозной организации не совпадает с наименованием, указанным в уставе и в заявлении о государственной регистрации.

В нарушение этой же статьи закона некоторые религиозные организации не представляют на государственную регистрацию список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.

Кроме того, религиозными организациями не соблюдаются требования к оформлению заявлений, представляемых для государственной регистрации, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ в части указания наименований адресных объектов (город, село, улица и т. д.).

26 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).