Вы здесь

Основные нарушения в деятельности некоммерческих организаций, выявляемые при проведении проверок соответствия их деятельности уставным целям

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 9 месяцев 2017 года

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2017 в Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций состоит 3693 некоммерческих организации, из них:
— общественных объединений — 1557;
— региональных отделений политических партий — 57;
— религиозных организаций — 444;
— иных некоммерческих организаций — 1635.

За 9 месяцев 2017 года проведено 45 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них 35 плановых и 10 внеплановых. Управлением за 9 месяцев 2017 года рассмотрен 2681 отчет некоммерческих организаций.

По результатам проведенных проверок и проверок на предмет установления соблюдения некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:
— вынесено 255 предупреждений;
— направлено в суд 29 административных исковых заявлений;
-составлено 178 протоколов об административных правонарушениях.
Управлением за 9 месяцев 2017 года проведено 4 внеплановые проверки на предмет соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

В частности, Управлением за 9 месяцев 2017 года в связи с поступлением заявлений об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проведены внеплановые выездные проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС — Урал», Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального органа общественной самодеятельности — женское общественное объединение «Женщины Евразии», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу».

В ходе проведения проверок Управлением установлено отсутствие оснований, предусмотренных подп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в отношении Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС — Урал» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности — женское общественное объединение «Женщины Евразии». В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации вышеуказанным организациям отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В ходе проведения проверок Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу» Управлением установлено наличие оснований, предусмотренных подп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации принято решение об исключении данных организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых ими в своей деятельности.
Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее — НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности — 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.
Нередко некоммерческие организации в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что, в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.
Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что некоммерческой признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.
Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.
Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.
Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.
Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.
В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:
-непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;
-искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;
-использование на бланках и печатях некоммерческих организаций, а также на сайтах в сети Интернет символики, совпадающей с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в основном, в качестве базового элемента используется фигура двуглавого орла, что является использованием Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы), что является нарушением статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;
-указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.

26 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).