Вы здесь

О практике включения в реестр «иностранных агентов» некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Челябинской области

Более 5 лет в России действует закон, который в своё время вызвал немало шума, и которым в российское законодательство введено понятие «некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Речь идет о Федеральном законе от 20.07.2012 N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее — Федеральный закон 121-ФЗ).

Вышеуказанный Федеральный закон заставил тех, кто получает деньги из иностранных источников, рассказывать, на чьи деньги и чем они в России занимаются, призвал обеспечить открытость и публичность их деятельности и организовать должный общественный контроль за работой таких организаций.

В целях обеспечения «открытости деятельности» внесенные изменения предполагают следующее:
— создание реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и заявительный порядок включения в данный реестр при осуществлении некоммерческой организацией политической деятельности, в том числе за счет денежных средств и иного имущества, поступающего из иностранных источников;
— обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а также годовой бухгалтерской отчетности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации;
— ведение некоммерческой организацией раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений;
— регулярное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества;
— возможность приостановления на срок не более шести месяцев деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (в настоящее время данное положение закона утратило силу);
— необходимость указания при издании и (или) распространении материалов, в том числе в средствах массовой информации и с использованием сети Интернет, на то, что данные материалы изданы (распространены) некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Полномочия по ведению реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее — реестр) были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральный закон № 121-ФЗ дал четкое определение понятию, кто же может считаться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (далее — иностранный агент), а также указал на обязательное наличие одновременно двух квалифицирующих признаков для признания некоммерческой организации иностранным агентом:
1) получение средств из иностранных источников (прямо или опосредованно);
2) участие в политической деятельности.

Наличие же только иностранного финансирования либо участия в политической деятельности не является достаточным для признания организации иностранным агентом.

Принятие Федерального закона № 121-ФЗ вызвало настоящее раздражение среди некоммерческих организаций, получающих иностранное финансирование, а также среди иностранных государств, финансирующих их деятельность, и длится это по сей день. Хотелось бы отметить, что аналогичные законы приняты и за рубежом (в США закон о регистрации иностранных агентов был принят еще в 1938 году).

Само по себе понятие иностранный агент, если исходить из Федерального закона № 121-ФЗ, — это нейтральное понятие, и законодатели не вкладывали в него никакого негативного смысла, однако некоммерческие организации, имеющие иностранное финансирование, придают этому понятию негативный оттенок.

На отсутствие негативного оттенка понятию иностранный агент указано Конституционным судом Российской Федерации. Так, постановлением от 8 апреля 2014 г. № 10-П Конституционный суд Российской Федерации признал положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», определяющие как само понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, так и используемые для его конструирования признаки не противоречащими Конституции Российской Федерации, отметив следующее:
«Признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную Федеральным законом „О некоммерческих организациях“ систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании „иностранный агент“, опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.....».

«Не противоречит приведенное правовое регулирование и европейским правовым стандартам (рекомендациям), акцентирующим внимание на прозрачности и подотчетности неправительственных организаций как важнейшем условии их правомерной (законной) деятельности.».
С момента вступления в силу вышеуказанного закона в России была признана иностранным агентом 171 некоммерческая организация, в том числе 9 некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Челябинской области.

В 2013 году в реестр была включена 1 некоммерческая организация, в 2014 — 29, в 2015 — 81 (в том числе 4 НКО, зарегистрированных на территории Челябинской области), в 2016 — 43 (в том числе 5 НКО, зарегистрированных на территории Челябинской области), в 2017 −16, в текущем периоде 2018 — 1.

В настоящее время (данные по состоянию на 06.03.2018) в реестр внесены сведения о 80 некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Челябинской области, и признанные впоследствии иностранными агентами, осуществляли свою деятельность в различных сферах общественной жизни. Так, три из девяти некоммерческих организаций занимались вопросами экологии, три- защитой прав осужденных, две — защитой прав призывников и военнослужащих, одна некоммерческая организация занималась вопросами избирательного права.

Законодатель предусмотрел, что к политической деятельности не относится деятельность в области экологии, а именно, деятельность, связанная с защитой растительного и животного мира. Вместе с тем, при признании трех некоммерческих организаций иностранными агентами и осуществляющих деятельность в области экологии, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее — Управление) установлено, что их деятельность по содержанию и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, выходила за рамки предусмотренных законом исключений, так как не ограничивалась их собственными нуждами.

Из девяти некоммерческих организаций признанных на территории Челябинской области иностранными агентами, самостоятельно подали заявления о включении их реестр только три некоммерческие организации, шесть некоммерческих организаций были признаны иностранными агентами по результатам проведенных Управлением проверок.
В отношении 6 некоммерческих организаций, включенных в реестр в результате проведенных Управлением проверок, составлены протоколы об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пять из шести некоммерческих организаций привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1250000 рублей.

Как мы видим, сейчас некоторые некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование, решили больше не брать иностранных денег, другие закрыли свои организации и открыли новые, третьи сделали все возможное, чтобы быть исключенными из реестра. Этому факту также способствует увеличивающееся год от года государственное финансирование некоммерческих организаций. В этом году на эти цели выделены рекордные восемь миллиардов рублей. Поддержку получат самые актуальные и уникальные проекты в области образования, культуры, искусства или связанные с поддержкой семьи, охраной здоровья и сохранением исторической памяти.

С момента начала действия Федерального закона № 121-ФЗ из реестра по различным основаниям была исключена 91 некоммерческая организация, а именно:
-56 в связи с прекращением деятельности некоммерческой организации в связи с её ликвидацией;
-34 в связи с прекращением выполнения функций иностранного агента;
-1 в связи с отсутствием получения некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления.

В настоящее время из реестра исключены пять некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Челябинской области. Одна — в связи с ее ликвидацией в судебном порядке по административному исковому заявлению Управления, четыре — в связи с установлением факта прекращения выполнений функций иностранного агента, установленного в результате проведения внеплановых проверок.
Таким образом, на сегодняшний день в реестре содержатся сведения только о четырех некоммерческих организациях, признанных иностранными агентами и зарегистрированных на территории Челябинской области.
В заключении хотелось отметить, что государство не оценивает негативно деятельность некоммерческих организаций, которые финансируются из иностранных источников и которые занимаются политической деятельностью. Те требования, которые предъявляются к таким организациям (регистрация, раскрытие информации и отчетность), выдвинуты исключительно с целью защиты общества и государства.

26 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).