Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации, за 2018 год

По результатам рассмотрения документов, представленных в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области для государственной регистрации некоммерческих организаций в 2018 году, установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допускаемыми некоммерческими организациями в документах, представляемых для государственной регистрации, являются:
— нарушение порядка оформления документов, представляемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе нарушение порядка заполнения, оформления, представления форм заявлений и принятых организациями решений;
— нарушение требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к содержанию уставов некоммерческих организаций.

Типичные нарушения, допускаемые при оформлении решений (протоколов) некоммерческих организаций

Согласно п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Административный регламент), для государственной регистрации юридического лица представляется соответствующее решение, которое оформляется в виде решения или протокола (выписки из протокола).
Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в протоколе должны быть указаны дата, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Однако в большинстве случаев в представляемых протоколах отсутствуют необходимые сведения, в том числе сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не указываются дата либо время проведения заседания.
Также в протоколах встречаются нарушения п. 2 ст. 181.2 ГК РФ в части отсутствия самостоятельных решений по каждому из вопросов повестки дня.

В нарушение п. 43 Административного регламента в протоколах заседаний высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащих решения о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, отсутствуют:
— сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных на заседание делегатов (в случае проведения заседания в форме съезда (конференции)), указываются только сведения о фактически присутствующих делегатах;
— сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации на дату проведения заседания (указываются только сведения о количестве фактически присутствующих), в случае проведения заседания в форме общего собрания.

В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Однако в ряде случаев в протоколах отсутствуют сведения об избрании (назначении) органов юридического лица, предусмотренных уставом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») компетенция органов управления некоммерческой организации устанавливается уставом организации. Решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, должно быть принято органом, к компетенции которого в соответствии с уставом относится указанное полномочие.

Однако в ряде случаев решение принимается лицом, не уполномоченным на то учредительными документами некоммерческой организации.

Типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации, содержащиеся в уставах некоммерческих организаций

В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Однако в наименованиях ряда некоммерческих и общественных организаций не содержится указания на характер деятельности организации.
В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ в уставе некоммерческой организации должны содержаться предмет и цели деятельности. В ряде случаев уставы некоммерческих организаций содержат сведения о целях и задачах деятельности организации, но не содержат сведений о предмете. Под предметом деятельности организации понимается совокупность видов деятельности, направленных на достижение целей.

Однако часто уставы некоммерческих организаций содержат формулировку: «организация вправе осуществлять иные виды деятельности» либо содержат виды деятельности, не соответствующие целям создания организации.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, в уставе некоммерческой организации должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в том числе видов приносящей доход деятельности, осуществляемых организацией.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливается учредительными документами некоммерческой организации.
В большинстве уставов некоммерческих организаций структура органов управления не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для конкретных организационно-правовых форм.

В ряде уставов, представленных для государственной регистрации, отсутствуют срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений, или установленный уставом порядок принятия решений не соответствует п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в том числе в части определения кворума, необходимого для принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления.

Во многих уставах некоммерческих организаций не разграничена компетенция органов управления (отдельные полномочия дублируются либо компетенция органов управления отсутствует вообще).

Исключительная компетенция высшего органа управления определена в ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), другими статьями ГК РФ с учетом организационно-правовой формы.

Однако в нарушение вышеуказанных норм законодательства вопросы исключительной компетенции высшего органа управления содержатся не в полном объеме или передаются иным органам управления.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено право добровольного выхода (по своему решению) учредителей из состава некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, а также установлен порядок выхода учредителей, согласно которому учредитель направляет сведения о своем выходе в регистрирующий орган, то есть в налоговый орган.

Однако в ряде случаев на государственную регистрацию представляются документы, согласно которым решение о выходе учредителя принял не учредитель лично, а орган управления организации.

Подпунктом «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены категории лиц, в отношении которых не допускается внесение в ЕГРЮЛ сведений в качестве учредителя юридического лица либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Однако часто в документах, поступающих на государственную регистрацию, содержатся сведения об учредителях или лицах, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, в отношении которых внесение вышеуказанных сведений в ЕГРЮЛ законодательством запрещено.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации учреждений

В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается.

Однако в ряде случаев для государственной регистрации поступают документы учреждений, уставы которых предусматривают соучредительство нескольких лиц.

Также на государственную регистрацию поступают документы о выходе учредителей из состава учреждений.

Однако выход учредителей из состава учреждений законодательством не предусмотрен. Поскольку учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, то выход лица из учреждения или его вход осуществляется посредством изменения собственника имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

При этом следует иметь ввиду, что п. 3 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», определяющий порядок выхода учредителей из отдельных некоммерческих организаций, на частные учреждения не распространяется.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации автономных некоммерческих организаций

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Однако в ряде случаев в уставах, представляемых автономными некоммерческими организациями для регистрации, порядок осуществления надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации не предусмотрен.

В соответствии со ст. 123.25 ГК РФ управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном уставом организации. Статьями 123.24 и 123.25 ГК РФ установлена компетенция учредителей автономной некоммерческой организации. Статьей 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации. При этом законодательством требования к составу и порядку формирования высшего органа управления автономной некоммерческой организации не установлены.

Таким образом, в случае, если в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации входят не все учредители организации или уставом организации предусмотрена возможность включения в состав органа управления третьих лиц, компетенция учредителей и компетенция высшего органа управления в уставе автономной некоммерческой организации должны быть разделены с учетом положений ст. ст. 123.24, 123.25 ГК РФ и ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Однако в ряде уставов автономных некоммерческих организаций порядок управления организацией и компетенция высшего органа управления организаций определены без учета вышеизложенного.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации фондов, в том числе благотворительных фондов

В нарушение п. 3 ст. 123.17 ГК РФ некоторые уставы фондов, представляемые для государственной регистрации, предусматривают возможность реорганизации фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается.

При этом в уставах ряда благотворительных фондов к исключительной компетенции высшего органа управления отнесено принятие решений об участии в деятельности хозяйственных обществ.

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и и добровольчестве (волонтерстве)» к компетенции высшего органа управления отнесено утверждение благотворительных программ.

Однако в ряде уставов благотворительных фондов, представленных для регистрации, утверждение благотворительных программ не отнесено к компетенции высшего органа управления.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации общественных организаций

Статьями 65.3 и 123.7 ГК РФ определена исключительная компетенция высшего органа управления общественной организации.

Однако в ряде случаев в уставах общественных организаций решение такого вопроса как принятие решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов общественных организаций, предусмотренного ст. 123.7 ГК РФ, уставами общественных организаций к исключительной компетенции высшего органа не отнесено.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения (под структурой понимается наличие у организации отделений либо филиалов и (или) представительств).

Однако в ряде случаев уставами общественных организации структура не предусмотрена.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать руководящие и контрольно-ревизионный органы общественной организации.

Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрен постоянно действующий руководящий орган общественной организации — выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Однако в ряде уставов общественных организаций постоянно действующий руководящий орган не предусмотрен.

В соответствии ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественной организации должен предусматривать права и обязанности членов организации. Права и обязанности членов общественной организации установлены ст. 123.6, ст. 65.2 ГК РФ.

Однако в ряде уставов общественных организаций права и обязанности членов общественных организаций не соответствуют указанным правовым нормам.

Типичные нарушения, допускаемые при регистрации религиозных организаций

Согласно п. 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, для государственной регистрации юридического лица представляется соответствующее решение, которое представляется в форме решения или протокола (выписки из протокола).

Согласно п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе должны быть указаны дата, время, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Однако в большинстве представляемых для регистрации протоколов отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не указаны дата либо время проведения заседания.

Статьей 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено, что религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Однако некоторые религиозные организации предусматривают в уставе сокращенное наименование.

Нередко встречаются случаи, когда в документе, подтверждающем вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, представление которого предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», наименование создаваемой религиозной организации не совпадает с наименованием организации, указанным в ее уставе и в заявлении о государственной регистрации.

В нарушение этой же статьи закона некоторые религиозные организации не представляют на государственную регистрацию список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.

Кроме того, религиозными организациями часто не соблюдаются требования к оформлению заявлений, представляемых для государственной регистрации, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ в части указания наименований адресных объектов (город, село, улица и т. д.).

26 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).