Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере некоммерческих организаций

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, Управление Минюста России по Челябинской области (далее — Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Контроль деятельности некоммерческих организаций включает в себя:
— проведение плановых и внеплановых проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации;
— анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;
— применение мер реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций;
— участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

По состоянию на 01.04.2019 в Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3502 некоммерческие организации, из них:
— общественных объединений — 1438;
— региональных отделений политических партий — 47;
— религиозных организаций — 455;
— иных некоммерческих организаций — 1562.

В рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций в 1 квартале 2019 года Управлением проведено 14 проверок деятельности некоммерческих организаций, в том числе 13 плановых и 1 внеплановая.

Проверки на предмет соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, в отчетном периоде Управлением не проводились.

По результатам проведенных проверок, контроля за сдачей ежегодных отчетов, а также в рамках осуществления текущего контроля за деятельностью некоммерческих организаций, к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, Управлением в 1 квартале 2019 года применены следующие меры реагирования:
— вынесено 31 предупреждение;
— составлено 32 протокола об административных правонарушениях;
— направлено в суд 6 административных исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций.
В ходе исполнения контрольно-надзорных функций Управлением в 1 квартале 2019 года рассмотрен 1391 отчет о деятельности некоммерческих организаций.

По итогам анализа указанных отчетов установлено, что обязанность по представлению ежегодных отчетов за 2018 год (по состоянию на 01.04.2019) исполнили 1000 некоммерческих организаций из 2695 организаций, на которые распространяется такая обязанность (37%).
В рамках реализации контрольных полномочий в сфере деятельности некоммерческих организаций Управлением в 1 квартале 2019 года было принято участие в 4 мероприятиях, проведенных некоммерческими организациями. Нарушений законодательства со стороны некоммерческих организаций в ходе данных мероприятий Управлением не установлено.
При проведении контрольных мероприятий Управлением выявлен ряд типичных нарушений, допускаемых некоммерческими, общественными и религиозными организациями в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций является непредставление в Управление ежегодных отчетов о деятельности.

Данная обязанность закреплена в ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Формы отчетов некоммерческих организаций утверждены приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности — 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако многие организации пренебрегают данным требованием законодательства, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Обращаем внимание религиозных организаций на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности по форме ОР0001 обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать Управление о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Часто некоммерческие организации, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не исполняют обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями, в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Отдельными благотворительными организациями в установленный срок (до 31 марта года, следующего за отчетным) не представляются в Управление отчеты о деятельности, содержащие сведения, предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

При заполнении отчетов некоммерческими организациями допускается искажение наименований организаций или указание сокращенных наименований, в то время как необходимо указывать полное наименование некоммерческой организации, а также указание сведений (например, об адресе некоммерческой организации, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности), не совпадающих со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (например, сведений о месте нахождения организации, о руководителе организации (в случае переизбрания лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица)).

Обращаем внимание, что непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что, в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации.

В связи со значительными изменениями законодательства, в частности, вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наименования и уставы некоммерческих организаций часто не соответствуют установленным требованиям.

Часто наименования некоммерческих организаций не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах организаций не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Имеются случаи указания в наименовании организации слов на иностранном языке без их перевода на русский язык, что противоречит п. 2 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Часто в уставах некоммерческих организаций отсутствует описание эмблем (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование организацией денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению, в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Также одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации.

Зачастую некоммерческие организации не соблюдают положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе решения собрания организации должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако некоторыми некоммерческими организациями при оформлении протоколов собраний указанные требования не соблюдаются.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования ст. 123.18 ГК РФ о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 указанного Федерального закона, использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Религиозными организациями, в нарушение п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Несмотря на указанные нарушения, по итогам реализации Управлением контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций следует отметить, что большинство организаций оперативно устраняют допущенные ими нарушения, выявленные в ходе проведения Управлением контрольных мероприятий, и продолжают в дальнейшем осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

26 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).